В последнее время всё больше и больше аквариумистов стараются не просто организовать уютную среду для обитателей аквариума, а создать нечто гораздо большее.
Планирование и создание гармоничных подводных миров называется аквадизайном.
Акваскейп — один из наиболее динамично развивающихся в последнее время стилей аквадизайна. О нём сегодня и пойдёт речь.
Аквариумисты, решившие посвятить себя школе акваскейпа, пытаются воссоздать ландшафты окружающего нас мира, но в миниатюре подводного мира аквариума.
Очень сильный образ. Дерево, и «пролетающие» возле него рыбы. Идеальная иллюстрация для мыслей о вечности
Пару слов о том, что такое Акваскейп.
Акваскейп это особая техника расположения растений камней и коряг в аквариуме с эффектом создания красочных фантастических садов или пейзажей. Такие аквариумы, как правило, высокотехнологичны и создаются с помощью сложных технических средств и подчинены опредленным правилам построения композиции.
Акваскейп имеет несколько направлений. Так пресноводный акваскейп включает в себя несколько наиболее популярных стилей: голландский стиль, тайваньский стиль и стиль природный аквариум.
Тайваньский стиль - это точное копирование местности и природного пейзажа.
Примеры работ:
Природный аквариум в стиле Такаши Амано это так же природный пейзаж, но увиденный глазами художника и эмоционально воплощенный под водой. Для природного аквариума в первую очередь важен хардскейп. Зачастую имеется недопонимание относительно природных аквариумов и считается, что это *однодневные* выставочные аквариумы, копирующие природный пейзаж. Вообще, словосочетание *природный аквариум*, на мой взгляд, некоторая кривость перевода. Наиболее точно отражает идею - *квинтэссенция природной красоты в аквариуме*. В своих ранних работах Амано практически полностью пускал на самотек процессы в аквариуме и просто наблюдал за их развитием, даже не удаляя дохлых рыб, поскольку по его философии на тот момент все, что происходит в естественных условиях применимо к аквариуму. Природные аквариумы живут годами.
Голландский аквариум – это буйство растений, красок, фантастическая клумба, хардскейпа практически нет, зато есть четкий план посадки огромного количества растений по определенным правилам.
Итак, основные ошибки начинающего акваскейпера .
Ошибка №1.
Отсутствие идеи
Акваскейп начинается с идеи (!), а потом с эскиза. В природном аквариуме особое внимание нужно уделять хардскейпу - расстановке камней, коряг и т.п. Если у вас нет четкой детальной, прорисованной до мелочей итоговой картинки в голове или на бумаге – у вас не получится достойный акваскейп. Работать без плана могут только акваскейперы , постоянно оформляющие аквариумы, однако, практически все шедевры всегда начинались с эскиза. К эскизу подбираются подходящие материалы (камни и коряги) и растения. К выбору материалов и растений нужно подходить серьезно. Выбранные и подготовленные растения сажаются все сразу при запуске, в соответствии с эскизом.
эскиз и работа
Если своей идеи нет, то попробуйте скопировать понравившуюся готовую работу, в любом случае, вы сильно удивитесь, насколько ваша работа будет отличаться от оригинала.
Отдельно про копии.
Если нет собственных идей или нет достаточной уверенности в своих силах, но собственные требования и критичность к себе крайне велики, то копирование готовых шедевральных работ это эффективная форма обучения.
Когда чьи-то превосходные работы вдохновляют на создание подобной работы высокого уровня, то это очень высокая планка, которая поставлена автором самому себе. Возможности начинающего, его художественный вкус и восприятие, а также опыт создания работ далеко не всегда соответствуют этой планке. Копирование, это попытка научиться творить так же. Оговорюсь, что скопировать чью-то работу очень и очень сложно, гораздо сложнее создания своей собственной работы. И создать точную копию работы практически невозможно, всегда будут отличия. К примеру, эта работа Константина Божкова, сделанная, как копия с работы Такаши Амано, представленная Константином на ROAPLC 2011 и IAPLC 2011, найдите *десять отличий*
Ошибка №2.
С миру по нитке или сборная солянка из технологий и идей во время запуска
Прочитав много или мало информации по запускам аквариумов на разных технологиях и грунтах, хочется сразу творить. Проблема в том, что информация запоминается урывками - наиболее интересные моменты, но целостной картины по запуску нет.
Например, самая частая ошибка, когда аквариум запускается на питательном грунте (например, GEX или ADA), а продуманная и проверенная специфичная технология по запуску, разбавляется *новаторскими* идеями, которые подходят только для непитательных грунтов, например: заливкой такого грунта водой без растений, зацикливанию фильтра при высокой температуре, игнорирование обязательного условия по мощности фильтрации (для питательного грунта это 8-10 объемов вашего аквариума в час, то есть при объеме аквариума 100 литров скорость фильтрации должна быть 800-1000 литров в час!) в результате вода цветет и тухнет, водоросли процветают, автор ругает грунт и все на свете, считая что его *обманули*, даже те, у кого все получилось отлично. Так вот.
Исправить результаты ранее допущенной ошибки гораздо сложнее, чем ее просто избежать на начальном этапе, потому что в результате даже одной ошибки возникают все новые последствия, по принципу домино. То есть при запуске аквариума необходимо неукоснительно следовать технологии запуска присущего именно конкретному грунту, без какой-либо самодеятельности!
Ошибка №3.
Неправильный выбор растений. Коллекционирование растений
Когда нет четкой идеи и эскиза, нет четкого плана посадки, нет выбранных растений, то вы обязательно увлекётесь коллекционированием растений. Аквариум будет постепенно развиваться, растения будут добавляться хаотично и незапланировано, на имеющееся свободное место. Поэтому всегда правильнее для акваскейпера заранее продумать и сделать план посадки растений, сделать несколько вариантов набросков, чтобы не приходилось пересаживать большую часть растений уже после того, как они прижились и пустили корни. В результате коллекционирования акваскейп становится чем-то средним, между голландским аквариумом и обычной коллекционной банкой, где важнее всего количество, затем качество растений, а не общее художественное впечатление, которая производит композиция.
Обратите внимание, как восприятие композиции меняется в зависимости от выбора растений:
Вообще, чтобы лучше понять идею создания акваскейперской композиции с помощью растений - представьте себе оркестр, где каждый инструмент должен играть свою партию в свое время, именно столько сколько нужно, не тише и не громче. Некоторых инструментов нужно много, чтобы создать более мощное звучание, но они не должны заглушать партию других. Инструментальный состав оркестра зависит от того, что предстоит играть. Если есть инструменты, которые дублируют другие, более приоритетные, то нужно решить, нужны ли они вообще. А самое важное *научить* ваш оркестр играть слаженно и гармонично.
Примеры разных по уровню, коллекционных аквариумов, во втором аквариуме есть средний план.
Ошибка №4.
Отсутствие теории.
Например, для природного аквариума хардскейп – это основа всей композиции, это структура, выполняется из камней и коряг и прочих натуральных элементов декора аквариума в сухом аквариуме, до заливки воды. Хардскейп подчиняется определенным правилам составления композиции, если вы не знакомы с золотым сечением или сильной точкой в аквариуме, то вам следует внимательно изучить вот эту статью: Психологические особенности восприятия композиции. Однако, если знать много правил, но не уметь толком их применять, это создает больше ограничений и рамок, чем помогает в составлении акваскейпа, отсюда *аманоподобные* банки, подражателей, практически неотличимые друг от друга. вывод: каждое правило нужно закрепить опытным путем.
- ошибочно,данная работа сделана симметричной, сильная точка находится в метрвой зоне - по центру аквариума, по краям планы не проработаны.
правильно так:
или так:
Ошибка №5
Неправильный выбор материалов, недостаточное количество материалов
Камни или коряги для акваскейпа должы быть фактурными, неровными желательно темными. Красивый хардскейп это 90% успеха. Слишком прямые или светлые ветви коряг выглядят крайне неестественно. Камни с большим количеством ровных прямых сторон, не испещренные естественными трещинами в воде выглядят ненатурально. По выбору камней см. тему Ивагуми Iwagumi.
Материал для акваскейпа должен быть в чуть большем количестве, чем просто достаточно. Помните, что три-четыре небольших камушка и скромный пучок небольших коряжек в углу аквариума не могут передавать мощь и великолепие скалистого утеса, величественных гор или ветвистых вековых деревьев, поросших мхами. Материалы должы быть соразмерны объему аквариума.
-
ошибочно,камней слишком мало, высота основного камня не достигает даже половины высоты аквариума, фактура камней слишком пористая, что дает лишние тени, фактура камней некрасивая
-
правильно
-
ошибочно, несоразмерность и недостаток камней для выбранного объема, все камни примерно одного размера, грунт сливается с декором
-
правильно
-
ошибочно,недостаточное количество коряг, правая сторона оставлена без внимания, фактически нет хардскейпа
-
правильно
Ошибка №5
Пестрый грунт, толстый слой грунта в фронтального стекла
Грунт может быть каким угодно: кварц, песок, земля или фирменный питательный грунт, но обязательно монотонным, натурального цвета. Его так же не стоит насыпать толстым слоем у фронтального стекла, (исключение комозиции выполенные в тайваньском стиле). Если пестрый грунт в процессе взросления композиции не планируется закрыть растениями, то грунт становится ненужно ярким цветовым пятном; он так же не должен сливаться по цвету с декорациями, например, камнями.
-
ошибочно,слишком яркий грунт, остальное теряется на его фоне; неестественно выглядящие материалы
-
правильно
- ошибочно, очень толстый слой грунта у фронтального стекла
- правильно
Ошибка №6
Неправильный выбор рыб.
Даже, если удалось создать великолепную композицию, нужно тщательно продумать, какие рыбы там будут смотреться наиболее гармонично. Неверно выбранные рыбы могут испортить впечатление от работы или визуально уменьшить объем аквариума.
сравните впечатление, если рыбы другие, менее броские
К примеру, в этой работе слева (автор Такехико Хоноки, Вьетнам), визуально немного похожей на работу Г. Полищука (справа), в качествы рыбы выбраны красные неоны, которые слишком яркие, если бы здесь были менее яркие рыбки, к напримеру, стеклянные сомы, то внимание бы не концентрировалось только на рыбах, и композиция бы раскрылась по-другому.
Самая главная ошибка
Отсутствие среднего плана. Средний план это самая важная часть композиции, она передает глубину и создает перспективу. Непроработанный средний план, сразу выполняющий функции дальнего плана, делает любую работу плоской, глубина и перспектива в такой работе полностью теряются.
Обратите внимание на фотографии горной цепи и лесного массива, на них видно, как разделяется изображение в перспективе на различные планы, в акваскейпе это неотъемлемая часть прекрасной композиции.
Когда мы смотрим на аквариум вблизи, в живую, то даже недоработанная композиция кажется объемной, но стоит зафиксировать это изображение сфотографировав его, как перспектива исчезает и аквариум становится похожим на детский рисунок.
Как правило, самая главная ошибка многих работ заключается именно в непродуманности среднего плана. Обратите внимание, что действительно впечатляющие акваскейперские работы заставляют рассматривать продуманный и детальный средний план, это то, на чем дольше всего останваливается взгляд. Пересмотрите после этого работы, демонстрирующие ошибки - во всех них отсутствует средний план: есть только намеки на ближний план и сразу дальний план, от этого все данные работы выглядят плоскими и абсолютно не объемными, двумерными. Многоплановость очень важна для создания интересной работы.
Эпилог
Многие акваскейперы , которые недавно пришли в этот вид хобби, воодушевлены и наполнены креативной энергией, но пока еще не имеют опыта и достаточного технического знания, как инструмента выражения своей креативности.
С одной стороны, это очень хорошо - высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств позволяют двигаться вперед, но с другой стороны, недостаточная, маскируемая неуверенность, получив подпитку в виде явной или мнимой недооцененности, создает предпосылки к стагнации развития, поскольку неудачи воспринимаются случайностью, неблагоприятным стечением обстоятельств или недостаточной компетенцией окружающих, и вместо работы над ошибками начинается поиск *виновных*. Это опасная ловушка, поскольку, если акваскейпер не умеет постоянно критически смотреть на свою собственную работу, то тем самым он отказывается от возможности двигаться дальше.
Не бойтесь критики, не бойтесь ошибок.
Просто важно всегда помнить, что успех это не случайность, а закономерность, это работа и потребность в постоянном самостоятельном совершенствовании. Если вы все еще не знаете с чего начать, начните с технических тем и списка полезных тем раздела Акваскейп.
Изменено 18.6.12 автор Button